?

Log in

No account? Create an account
Сдвигаем Башкирию.
vizgalov
В Башкирии разработали Концепцию позиционирования и продвижения региона. Сами. Без бюджета и без конкурса. В рамках своего рабочего времени. И вполне себе даже не плохую концепцию, надо признать.
Подробные планы выращивания бренда для двух городов (Бирск, Стерлитамак), "живой" (то есть, живущий) логотип у столицы (три шурупа) и региональная концепция маркетинга - не плохо для одного российского региона. Причем, все это за один год! Я даже пока не знаю, какой другой регион может такое предъявить...
Движемся дальше. Сдвигаем Башкирию!
http://www.pravitelstvorb.ru/regulatory/new_section/20131127_1.php?clear_cache=Y
И Новый год тоже будет там. http://www.youtube.com/watch?v=sqqVMFPIMLs&feature=share
И давайте уже, начинайте учить башкирский.

Стерлитамак. Анонс.
vizgalov
29 го ноября представляю Концепцию бренда города Стерлитамака. В городе Стерлитамаке. Помимо обсуждения самой Концепции будут представлены несколько альтернативных вариантов дизайна бренда, которые сделали по моей просьбе несколько ведущих московских дизайнеров. Город будет выбирать. 

Съезд всех съест
vizgalov
Вчера вернулся из Суздаля, где проходил первый (!) в истории Всесоюзный Всероссийский Съезд муниципальных образований. Действительно впервые в истории свои усилия объединили вечно конкурирующие между собой ВСМС, Конгресс, Союз Российских Городов, все региональные ассоциации. Приехало более 400 мэров разного уровня и размера, да еще и со всех регионов России.

Ехал, думал про себя: ну вот, наверное, наступил у них момент, когда собравшись вместе и тем самым набравшись смелости, они спросят, наконец: «Доколе!?». Тем более, будет, у кого спросить: Путин обещался спуститься.

Так вот ничего этого не произошло.

Во-первых, оказалось, что ехали не для «Доколе?», а потому что недавно было какое-то совещание у Путина, что мол, неплохо бы отметить 10-летие 131-го закона и 20-летие подписания Россией Европейской Хартии местного самоуправления. И президент дал поручение…

Во-вторых, Путин не приехал. А наоборот, в день проведения Съезда вызвал к себе в Кремль 50 местных глав «для разговора». Ну как тут не вспомнить про Гору и Магомета? На Съезде все, конечно, вспоминали. В кулуарах, конечно.

В Суздале, зная про приезд Путина, за месяц начали красить фасады, налаживать одноразовые наличники на окошки в «старорусском стиле», сажать фарфоровых котиков на подоконники с внутренней стороны. Я утром перед началом Съезда решил пройтись пешком из гостиницы до места проведения. Тем более, что в Суздале в первый раз. Посмотрел по карте – путь минут на 30 пешком, по самому центру города, мимо монастырей, известных всей стране видовых площадок. Оказалось, что на этом маршруте нет тротуаров. Нет, кое-где, пунктирно они предусмотрены, вдоль монастырских стен XVI-XVII вв., но грязь там непролазная. Погода дождливая. Шел по кромке проезжей части, вплотную к цементовозам. Блин, Путин явно не собирался гулять тут пешком. Через каждые 100 м. полицейская машина. Подхожу, спрашиваю:
- Как пройти к гостинице «Суздаль»?
- Не знаю, мы не местные.
- А чего стоите-то? Ведь уже известно, что не приедет. Козак только будет.
- У нас план работы за месяц утверждают.

На финишной прямой перед гост. «Суздаль» на заборах вдоль дороги - забрызганные жидкой грязью большие баннеры: «Город Суздаль ежегодно принимает 350 000 туристов!».
По программе Съезда сначала 6 секций. Всё стандартно. Стратегическое планирование – нужен закон. Агломерации – нужен закон. ГЧП – нужно поручение президента. ЖКХа!!!… - не будем об этом. Нам хотя бы 1% от НДФЛ – и вы увидите, что мы будем стараться в три раза усерднее. Разграничение полномочий - попросить президента.

(А я на одной из секций, в самом начале Съезда пытался что-то вякать про маркетинг территорий, что городам надо учиться лоббировать свои интересы, и что Съезд как раз для этого и нужен. Про то, что агломерации не строятся, а вырастают. Про «восторженный урбанизм», расцветший в больших российских городах в 2013 году…. Про то, что Россия – это 1000 городов, а это, если подумать, сила чудовищной пробивной мощности… Ну, похлопали).

Пленарка.
Перед входом в зал стоит окруженный почтительным вниманием Ройзман. В глазах – радостное возбуждение. Быстро всё-таки привыкает наш брат человек к среде, к законам жанра.

Зал большой, народу полно. Все довольно плотно утрамбованы в партере, но несколько свободных мест всё же есть. Я сел на галёрке. Подбегает взволнованная тётенька:
- Пересядьте-ка в 7-й ряд! Вооон там в середке место есть.
- Зачем?
- Мы не хотим, чтобы из президиума было видно, что есть свободные места.
- Спасибо. Я не пересяду. Мне здесь очень хорошо.
Она уже бежала дальше, когда услышала от меня это. Она была шокирована. Остановилась. Плотно сжала губы. Поняла, что враги народа повсюду и даже здесь. Круто повернулась попой и пошла тягать следующих.
Само собой - 40-минутная задержка начала. Я все больше убеждаюсь, что такие задержки режиссируются специально. Чем дольше зритель ждет, тем больше понимает свое маленькое место в большой массе таких же, ждущих. Никто из публики не не возмутился, не встал, не ушел…

Встали все, когда вошел президиум. Аплодисменты.

Тимченко, Киричук: Спасибо! Мы рады! Местное самоуправление! Спасибо Дмитрий Николаевич! Суздаль! Гостеприимный край!


Козак: Спасибо. Поручение президента… Диалог…
(овации)

Губернаторша Орлова: Спасибо! Мы рады на нашей земле! Как сказал наш президент Владимир Владимирович Путин «Знание истории – это инвестиции в будущее».

Городецкий: 131-й закон – это спасибо Дмитрий Николаевич. Огромный вклад в становление. Вы стояли у истоков. Закон сегодня устарел, он разбалансирован, размахрятился, но менять его дальше не целесообразно, надо смотреть в будущее. Надо разработать хорошую Концепцию развития местного самоуправления в России: Кто мы? Зачем мы? И какое у нас место?

Самым нелояльным, просто на грани фола, было выступление ульяновской мэрши Беспаловой: «… а теперь, в самом конце своего выступления я хочу высказаться предельно откровенно. Для этого мы и собрались, для честного разговора. Принято считать, что федеральная власть – это старший брат, региональная – средний, а муниципальная – младший. И создается такое впечатление, что старшие и средние братья забыли младших!» (в зале радостное оцепенение, испуганные аплодисменты) «Так кто мы, Дмитрий Николаевич, нужны ли мы вам и какой мы брат?»

Вся оставшаяся часть пленарки прошла под флагом этой блистательной метафоры.

Тимченко: Теперь мы хотим спросить у нашего старшего брата (хи-хи-хи)…

Слюняев: Мы многого добились за последнее время. На капитальный ремонт зданий выделено столько-то. Мы вас не забываем. Вы – наш главный брат. Вы – ближе всех к народу, так сказать. Как сказал наш президент…
(аплодисменты)

Козак: Сразу хочу сказать: вы – наш Главный брат (хорошо еще, что не Большой - прим авт.). Мы подумаем... Минрегион должен представлять ваши интересы… Вы знаете, столько дел, столько дел… Почаще напоминайте о себе. Присылайте предложения. Я приму любую делегацию. Предложения рассмотрим… Президенту доложу…
(аплодисменты)

Тимченко: Есть предложение принять резолюцию. Кто за? Кто против или воздержался? Единогласно.

Резолюция написана на одном листике полуторным интервалом. Четыре пункта в ней. Привожу почти дословно:
1.    Признать необходимым и целесообразным разработку основных направлений дальнейшего развития местного самоуправления… с учетом конструктивного диалога…
2.    Рекомендовать муниципальному сообществу принять активное участие в обсуждении материалов Съезда…
3.    Обобщить предоставленные материалы и в срок до … направить их в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина.
4.    Просить Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина дать поручения соответствующим министерствам и ведомствам по рассмотрению и подготовке необходимых решений по вопросам, озвученных (так в оригинале) участниками Съезда, а так же (так в оригинале) изложенных в итоговом документе.

Все материалы к Съезду, включая большую часть пленарных докладов и Резолюцию, утверждали в администрации президента. (А мы удивляемся, откуда у него всё чаще возникающая и очевидная потеря чувства реальности? А как же ей не развиться, если вокруг все обложено такой плотной информационной ватой в несколько слоев?!)

Вот так.

Самое удивительное, что приехавшие на Съезд мэры – это не серая массовка, не «сталинский» XVII Съезд, список которого тот утверждал лично с карандашиком, а потом почти всех расстрелял. Среди приехавших мэров бОльшая часть – это умные люди, избранные политики, опытные профессионалы-управленцы. Они всё понимают. Их всё-понимающие улыбки, с которыми они слушают докладчиков. Их диалоги в кулуарах, которые они никогда не посмели бы повторить публично. Потому что знают, чуть что – сразу секир башка. Съест весь Съезд.
Зачем они приехали? Как так оказалось, что они, единственные из всех «братьев», избранные населением, а не назначенные одним человеком, так лояльны, тихи, застенчивы? И это в условиях, когда наше местное самоуправление (прости Господи) уже практически умерло от нищеты, кадрового голода и священного страха перед прокуратурой.

Весь Съезд – один большой спектакль для одного зрителя. Который не приехал. Но спектакль все равно состоялся. «Замок» Кафки один в один.

Про несчастные рынки в несчастной Москве
vizgalov
http://www.echo.msk.ru/blog/vizgalov73/1188542-echo/

ЗАТО мы есть!
vizgalov
Современным государствам - и развитым, и тем, которые себя такими считают, - даже в XXI веке нужны собственные, вотчинные, так сказать, города. "Города по вызову". И во всех заметных странах такие города есть. Но нигде такие города не обходятся государству так дёшево, как в России. Но самое главное, местных такая ситуация устраивает.
Что на одной чашке весов? Периметр с колючей проволокой; нельзя ездить за границу; гостей снаружи приглашать за 45 дней по заявке; нет туристов; как правило, атрофированный третичный сектор; "всё решает Москва" (минатом, минобороны, ФСБ - у каждого города свой один Большой Брат); "бдительный" народ ("бдительный" - это местный сленг, не мой); культурная тишина или "болото" (это тоже местное словечко, не моё). Короче, умный бизнес нервно курит. Молодежь голосует ногами. Да еще и родители выпихивают: "нечего тут делать, тут застой, а тебе надо жизнь строить, зарабатывать...".
Что на другой чашке весов? Средняя зарплата по городу 35 тыс.; сказочные детские садики, очередей в них нет (само собой), нету гастарбайтеров (нелегально не проедешь, а если легально, то не интересно); тихо и благолепно на улицах; меньше наркотиков, чем в соседних городах, и вообще преступность ниже, потому что всё-всё просвечено всевидящим фээсбэшным Оком; тихий, но образованный народ. Образованный, но тихий... Местные социальные сети как-будто посыпаны дустом.
И вот теперь самое главное. Вот эта вторая чашка весов перевешивает: подавляющее большинство жителей всех этих N-16, N-26, N-14 до смерти боится Открытия. С Большим Братом надёжнее.
Но местные элиты, формирующие повестку, смутно догадываются, что надо что-то делать. Что молодой творческий класс на зарплату и покой не клюёт, жить в шарашке по молодости неохота. Что покупает эти города Большой Брат очень дёшево (хотя у "открытых" соседей и того нет). И что чтоб чихнуть, надо за разрешением ехать в Москву. И зарабатывать (придумывать и продавать) не интересно, потому что Покупатель на Рынке всегда только один, и каждый день всё тот же, как в "Дне Сурка".
И вот спрашивают у нас, у заезжих: ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ?
НЕ ЗНАЮ, ЧТО ДЕЛАТЬ.
Думайте сами. Решайте сами. Иметь или не иметь.
Учитесь коммуницировать внутри города. Спорьте, убеждайте, обсуждайте. Вместе (!) ищите новые компетенции города (а их ещё пока очень даже можно найти у большинства из российских ЗАТО). Вырабатывайте общие (внутригородские) интересы. И начинайте их лоббировать. Другого способа в мире не придумано. Зато, вы - есть! Даже если на географических картах вас нет.
ЗАТО 20
Tags:

Зюганов и пустота. Размышления о местной идентичности.
vizgalov
Геннадий  Андреевич Зюганов спровоцировал меня на эту статью. Он возмутился, что в Ростове-на-Дону прошла конференция, посвященная развитию региональной идентичности. «… И в этом сборище принимали участие поляки, американцы и даже (!) украинцы». Проблема серьёзная. Того и гляди Ростовская область объявит независимость, чтобы затем сразу же присоединиться к Украине. Нельзя, нельзя народу думать над тем, кто он такой! Как только выходит из цеха или отвлекается от телеящика, так начинает задумываться, и сразу же начинаются проблемы. У государства.
Бывая в регионах, я часто спрашиваю людей: «Где ты живешь?» И люди, чуток подумав, отвечают: «Я живу в лучшем городе мира». «Я живу на улице Ленина, дом 52, квартира 94». «Я живу в грязной дырище и мечтаю отсюда уехать». «Я живу на Урале», и так далее. Так вот по Зюганову такие опросы подрывают национальную безопасность и целостность страны. Потому что в них содержится «чуток подумав».
Казалось бы, ерунда. Какая разница, где ты живешь? Не знаем, кто мы – азиаты или европейцы, южане-северяне - ну и пёс с ним. Русская идентичность как идея, как дискурс, затёрта и мифологизирована до банальности. Но у этой проблемы есть одно практическое следствие: у русского человека очень тяжелые взаимоотношения с местом своего обитания. И это слишком многое определяет в нашей повседневной жизни. Начиная с вешнего облика наших городов и заканчивая уровнем инфляции. Россияне глубоко аспатиальны. Аспатиальность – это пониженная реакция культуры на пространство, в частности, на расстояния, границы и место.
Примеры для наглядности.
Read more...Collapse )

Концепция бренда Тульской области: краткая версия
vizgalov

Друзья, на портале правительства Тульской области открыто публичное голосование за варианты дизайна бренда Тульской области (http://tularegion.ru/polls/poll_38.html). Варианты, представленные на сайте, призваны визуализировать идею бренда Тульской области, которая была разработана и принята к реализации весной 2013 г. Краткая версия данной концепции представлена ниже. Ее прочтение поможет тем, кто хочет принять участие в голосовании. На мой взгляд, среди представленных вариантов есть 1-2 хороших варианта, близких к отражению идеи. остальные - совершенно "не о том". Концепция была разработана и принята уже пол года как, но дизайна до сих пор нет. Вот очередной конкурс... Надеюсь, что последний. Пожалуйста, перед голосованием прочитайте концепцию. Хотя бы по диагонали. Очень не хочется, чтобы работа пропала. И не хочется, чтобы еще один регион присоединился к армии российских мест, дискредитирующих тему брендинга территорий.
Если будет выбран плохой вариант, то надо будет отказаться от реализации всего проекта - и концепции, и работы дизайнеров. И даже не захочется кому-то в этом
помогать. Спасибо!

************
Тульская область:
здесь всё гениально и просто

Краткая версия концепции бренда Тульской области

Автор: Д.В. Визгалов

vizgalov73@mail.ru

В отличие от многих российских регионов у Тульской области нет проблемы поиска мега-идей и ресурсов развития. Здесь специфическая трудность состоит в том, чтобы выбрать в основу бренда главное и лучшее из богатейшего символического капитала, которым обладает регион.

Символический капитал области разнообразен. Здесь сочетаются и экономические, и культурно-исторические элементы. Однако ни один из них не может претендовать на роль «зонтичного» бренда области. Поэтому задача поиска идеи бренда здесь сводилась к тому, чтобы найти ценности, объединяющие все эти элементы в единый, целостный образ.

В современных условиях, учитывая повальный интерес российских регионов к брендингу, необходимо, чтобы идея бренда Тульской области была яркой и нестандартной. Именно такие «неожиданные» ценности должны лечь в основу маркетингового позиционирования региона. Ни одна из «граней» имиджа тульской области сегодня не может вобрать в себя все ценности этой многообразной и богатой территории. Следовательно, основу бренда следует искать «на пересечении» нескольких ценностных шкал. Из всего ценностного ряда Тульской области в наилучшей степени сочетаются между собой ГЕНИАЛЬНОСТЬ и ПРОСТОТА.

Одаренность туляков разнообразными талантами оказалась наиболее популярной темой, упоминаемой жителями региона в процессе поиска идеи бренда области. Мастеровитость туляков издавна известна всей России. Причем, мастеровитость не только в сфере ручного труда, но и интеллектуального, творческого.

И ГЕНИАЛЬНОСТЬ, и ПРОСТОТА  - ценности сугубо позитивные. На первый взгляд, они противоположны по смыслу и символизируют полярные позиции, однако, это не так, и в этой двусмысленности заключается особая красота, которую выразил А. Эйнштейн: «Всё гениальное – просто». Это изречение Эйнштейна давно стало крылатым и употребляется очень часто в самых разнообразных контекстах. При этом «авторство» изречения отошло на второй план: многие не помнят, чьё это выражение.

Идея бренда Тульской области – «привязать» гениальность и простоту к Тульской области в сознании целевых аудиторий, сделать связку этих двух ценностей центральным элементом всех информационных контекстов, связанных с областью.

Гениальность как ценность бренда региона

Гениальность – это одаренность, талант. То, что туляки испокон веков отличаются разнообразными талантами – общеизвестно в России, и именно «талантливость», профессионализм в процессе обсуждения Концепции наиболее часто упоминалась туляками как уникальная черта жителей области.

Гениальность – это более изощренное прочтение очень популярного сегодня в российских регионах лозунга «мы – регион  (или город) талантов». Все талантливы. Но только Тульская область – гениальна.

Гениальность – это обладание уникальными компетенциями. Непревзойденность и лидерство.

Гениальность – это трудноуловимое чувство и сугубо гуманитарное. Оно присуще, прежде всего, человеку, личности. Гениальность – как свойство территории – это очень хороший ход в брендинге, поскольку позиционирует регион как личность. Гуманитарное начало бренда территории, как показывает практика других регионов мира, дает очень большие шансы на выращивание бренда.

Гениальность – это интуиция, острота, точность, острота ума. В контексте региона – это также способность территории в своем развитии «играть на опережение», то есть, вовремя оценивать внешние факторы развития и вовремя реагировать на них в процессе стратегического планирования.

Гениальность – это исключительность. Талантливых людей в определенной сфере деятельности может быть много, но гений - всегда один. Исключительность, невозможность копирования – важнейшее свойство бренда. Успешный территориальный бренд – это всегда исключение из правил, которое невозможно реплицировать.

Простота как ценность бренда региона

Простота – это понятность, доступность и скромность. Качества, которые повышают ценность региона  в глазах туристов.

Простота – это радушие, гостеприимство и теплота. Лучшие из тех качеств, которые так часто приписываются российской провинции – как со стороны российских, так и иностранных путешественников.

Простота – это прозрачность и понятность правил игры. Качества, которые повышают ценность региона в глазах потенциальных инвесторов.

Простота – это тонкий талант, который обычно сопряжен с такими же тонкими качествами – чувством меры и чувством юмора. Вот эти качества и необходимо культивировать внутри тульского сообщества.

В чем уникальность идеи «Гениальность и простота» как основы тульского бренда? Ведь, казалось бы, любой регион может считать Простоту своим перманентным свойством. Идея в том, чтобы позиционировать Тульскую область как территорию, в которой всё, что делается, доводятся до высокого профессионализма и совершенства. Что бы здесь ни делалось – делается с талантом и высоким вкусом.


Действительно ли приведенная система ценностей имеет отношение к тульской действительности? Да. Очень многие элементы символического капитала Тульской области попадают в перекрестье Гениальности и Простоты

Наиболее сильный культурный символ, олицетворяющий одновременно и простоту и гениальность – Лев Николаевич Толстой, чья усадьба «Ясная поляна» находится на территории области. Гениальный русский писатель, который оставался поразительно простым и доступным в быту и в общении с самыми разными людьми.

Один из самых известных и любимых туляками «земляков» - косой, но гениальный мастер Левша, подковавший блоху. И сам образ Левши, и его поразительная блоха – это простота и гениальность, доведенные до максимума, почти до уровня абсурда.

Каждый из «традиционных», общеизвестных «брендов» Тульской области – (самовар, пряники, гармонь), по сути своей, очень просты. И вместе с тем, все эти вещи несмотря на старинное происхождение, не утратили свою ценность и по сути являются гениальным произведениями.

Филимоновская глиняная игрушка – еще один знаменитый товарный «бренд» Тульской области – очень проста по технике и средствам исполнения и в то же время очень привлекательна и жизнерадостна. То же самое можно сказать и о знаменитом Белевском кружеве.

Наконец, топонимика Тульской области во многом очень проста  и в том есть элемент гениальности. Большинство названий городов и районов области (независимо от того, имеет ли название к истории и культуре города) – исконно русские, старинные и очень звучные названия: Тула, Алексин, Ясногорск, Крапивна, Белёв, Одоев, Богородицк, Ефремов и другие.

Создание культа гениальности и простоты как яркого свойства жизни в Тульской области будет аргументом состоятельности бренда города.

Даже само территориальное устройство Тульской области – классически простое и тем гениальное: компактная территория почти округлой формы с областной столицей практически в центре региона.

Сочетание гениальности и простоты имеет еще одно важную выигрышную характеристику: ни гениальность, ни простота не используются сегодня ни одним из российских регионов для своего маркетингового позиционирования. От этого шансы на «приватизацию» данных ценностей у Тульской области очень большие.

Природа Тульской области также дает повод для размышления о гениальной простоте: «классический» пейзаж русской равнины, светлые, прозрачные леса, так хорошо известные по пейзажам Поленова, «радостные холмы» (по выражению В.Ф. Одоевского).

Потаённые города и прозрачные реки…

Простые радости русской души…

Светлые головы и золотые руки…

Всё, что мы делаем, мы делаем лучше всех

ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ:

Здесь всё гениально и просто!

Tags:

Кировоград: массовое Движение со Вкусом
vizgalov
В Кировограде открылась Молодежная Линия.
Здорово, что так много молодых, здорово, что им весело, здорово, что движутся со вкусом!
1185141_530273560374983_660055922_n
1239880_530273777041628_889131943_n
Молодежная линия 2
Молодежная линия 3
Молодежная линия 4 с флагами

Темле кала
vizgalov
Вообще-то рабочее название проекта концепции бренда Бирска - "Вкусная жизнь". Но народ уже переиначил его во "Вкусный город". Нормально.
http://ufa.rfn.ru/rnews.html?id=85039&cid=7

Про Мэров и мэров
vizgalov

Мэр города - это, прежде всего, Политик. Тем более мэр мегаполиса. Совсем не его дело в каске мотаться по стройкам. Для этого у него должно быть 5-6 специализированных замов и их еще более узких спецов, которые все вместе называются Командой. Функции Мэра - не управлять хозяйством. У него другие важнейшие функции. Их три.

Первая состоит вот в чём. Мегаполис - это клубок самых разных Интересов, которые сражаются за пространство, за бизнес, за славу, за тишину, за дворы и парковки, за свою безопасность, то есть, в целом сражаются за Город. И первая функция мэра - с утра до ночи разруливать эти интересы, лавировать между ними так, чтобы они не блокировали развитие города.

Вторая его функция - это отвечать за всё. В случае чего. В том числе за все действия его команды. Потому что настоящий мэр - это Избранный мэр. Поэтому он знает, перед кем отвечает и как он отвечает.

А третья функция мэра - олицетворять город. Своим поведением, внешним видом и образом мыслей притягивать (или отпугивать) инвесторов, жителей, журналистов.

Крупнейшие мегаполисы мира показывают нам поразительные типажи современных мэров:

Джованни Алеманно, мэр Рима. До избрания в 2008 г. пять лет в итальянском правительстве руководил самой негородской отраслью экономики – сельским хозяйством.

Бертран Деланоэ, мэр Парижа. Политик до мозга костей, социалист, мастер подковёрной партийной интриги. Стал первым политиком Франции, который публично заявил, что он гей. На вопрос «не мешает ли ваша ориентация вашей работе, Деланоэ ответил: «Я не гей-политик, а просто политик, который еще и гей»…Переизбирается с 2001 г.

Борис Джонсон, мэр Лондона. В «нулевые» прославился в качестве довольно скандального политического журналиста, за что попал в парламент, а в 2008 г. был избран мэром Лондона. В 2012 г. переизбран на второй срок.

Однажды я был на встрече с мэром американского Сент-Луиса Френсисом Слэем. Разговор происходил в кабинете мэра, за его рабочим столом, вид которого меня сразу поразил. На нем не было… ничего. Пустой стол красного дерева. Ни ноутбука, ни страшных стопок бумаг на подпись, ни массивных подарочных пресс-папье. Я спросил его, почему так. Слэй ответил, что его работа в другом, и показал на свои руки и ноги. «Руки нужны, чтобы жать их другим. А ногами я иногда встаю на этот стол и при тележурналистах бью чечетку для того, чтобы кое-кто из горожан понял, что я свой парень». И 2,5-миллионный Сент-Луис умудряется расти и развиваться с таким мэром.