?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Белорецк. Сюжет №3. Застывшие, но живые
vizgalov

Памятники – это материализация памяти места. Это то, что скрепляет между собой время и место, историю и пространство.

У белоречан не принято обсуждать местные памятники. Ну, просто потому, что и предмета для разговора как бы нет: мало памятников, да и те, что есть, не интересны. На мой взгляд, это большое заблуждение. Памятники Белорецка уникальны и бесконечно увлекательны. Проблема не в них, а в том, что они нам не интересны. Здесь есть, о чем подумать. Памятники живые, и даже у сегодняшних белоречан, зажатых между работой, телевизором и Интернетом, они способны вызвать много эмоций. Обычно памятниками принято гордиться, восхищаться, любить их или, наоборот, не любить. Белорецкие же памятники, прежде всего, вызывают чувство недоумения, недосказанности, загадочности или даже двусмысленности. (Исключение составляют только военные памятники, которые во всех российских городах похожи друг на друга). Если вы захотите описывать памятники Белорецка в текстах, то первый знак, который будет напрашиваться вам на страницу – это многоточие, - знак тупиковой неопределенности и недосказанности.





Казалось бы, памятники не входят в нашу повседневную жизнь. Даже если они расположены на ежедневном маршруте «дом-работа». Однако незаметно для нас они формируют вокруг себя атмосферу, настроение. И всегда выходит так, что настроение это совпадает с нашими представлениями о нашем прошлом. Вот, например, памятники Ленину во всех городах тоже одинаковы, но в  Белорецке он особенный. Казалось бы, ленинский сквер - самое центральное, проходное место в Белорецке, здесь должна кипеть жизнь. Ан нет. Нет более пустого и безжизненного места в городе, чем этот центральный пятачок. Люди и автомобили жмутся по бокам, обтекают этот сквер слева и справа, за чугунными решетками. А ведь если рассудить, то через сквер пешеходам проходить удобнее – больше проходного пространства, непроезжая зона, тихо, чище воздух. Но все равно все предпочитают с препятствиями проталкиваться по узким тротуарам у боковых остановок, как будто центробежная сила прибивает их к краям. А сам Владимир Ильич днем и ночью остается одиноким и недосягаемым. Серый цвет кругом, монотонный асфальт, «дежурные» голубые елочки по бокам. И всегда – никого. Не знаю, может быть, в праздники здесь появляются цветы у пьедестала, но даже если и так, то они только подчеркивают общую мрачность и пустынность этого безымянного сквера. На памятнике, кстати, тоже таблички с именем нет... А для 20-летних белоречан напоминание имени этого одинокого человека в пальто существенно...

Второй по размеру памятник Белорецка, – памятник Блюхеру, - тоже отрешен от жизни. Поставлен он хоть и высоко и красиво, но «на отшибе» и в культурной жизни горожан не участвует. Однако он очень даже участвует в циркуляции исторических смыслов города и своей жизнью невольно повторяет судьбу своего героя. Василий Блюхер, герой гражданской войны, победным маршем прошедший по Белорецку, по воспоминаниям современников отличался невероятной жестокостью и погиб под пытками своих же вчерашних соратников в 1938 году. Я давно не был в Заматинском парке, но, говорят, памятник «полюбили» дикари-вандалы, и как его спасать, никто не знает. Некоторые предлагают поставить вокруг него высокую охранную решетку и повесить замок… Герой, дважды вознесенный на пьедестал славы, и дважды развенчанный. И в конце каждого «цикла» замок и решетка.

Памятник Точисскому на одноименной улице всегда вызывал во мне чувство жалости. В детском возрасте – потому что это дедушка с всклокоченной бородой, которого убили враги. Сейчас – потому что памятник уходит все глубже в землю, теряет облицовку и судя по всему никому не нужен. Вид Точисского со спины - ссутулившегося, как бы пригнутого к земле, укоризненно смотрящего на живописный склон горы, - удваивает чувство жалости. Ко всему прочему, Павел Точисский – это еще и самая загадочная, мифологичная личность в Белорецке. Несмотря на «центральность» своего положения в городском пространстве (памятник и дом), мы плохо знали (и плохо знаем), чем, собственно, он прославился, и почему судьба в свое время занесла его именно в Белорецк. И с тёмным, деревянным домом, в котором его застрелили, и которого мы почему-то боялись и обходили стороной, будучи подростками, тоже связывались разные слухи. Дом недавно сгорел и опять возбудил волну слухов и домыслов.

Есть в Белорецке памятник, который есть, несмотря на то, что его нет. Я имею ввиду памятник-фонтан Даниле-мастеру на перекрестке Ленина и Точисского. То, что стоит сейчас на месте демонтированного Данилы, трудно назвать памятником, однако это, несомненно, тоже памятник – памятник нашему безвкусию и равнодушию к городской среде. Это нагромождение трубок и железочек, сваренных вместе, никак не соразмерно масштабу площади, на которой оно поставлено. И видится это сооружение еще более убогим, если вспоминаешь, что раньше были на этом месте Данила-мастер и Каменный цветок. Убрали Данилу давным-давно, но до сих пор стоит он перед глазами, глубоко врезавшись в память. (Попробовал поискать сохранившиеся фото этого фонтана в интернете – не нашел, не осталось фотографий, жаль). Впрочем, народную память не обманешь. До сих пор многие белоречане, назначая встречу на этом месте, говорят «встречаемся у Данилы».

Получается, самые бессмысленные памятники стоят на самых видных местах. А самые замечательные – наоборот, в незаметных и неподходящих местах. Вот, например, стоял перед стелой на въезде в город с Учалинского тракта изящный, горделивый лось. Лицезрел он красивую, широкую панораму Белорецка и всех проезжих заставлял остановиться на минуту и разделить с ним это удовольствие, поздороваться с городом или попрощаться. Теперь на этой главной смотровой площадке города вместо лося красуются гаражи, повернутые к городской панораме своими изящными шлакоблочными задами. А лось теперь «выходит из леса» совсем в другом конце города и в самом нелепом месте. На Учалинском тракте  мы смотрели на него снизу вверх, с почтением и любовью. Теперь – сверху вниз. И весь он на новом месте сразу как-то состарился, помельчал и, судя по всему, явно утратил цель в жизни. Сколько я насмотрелся, поездив по Башкирии, на этих чугунных рысей, медведей и лосей, которых неведомая сила массовым порядком гонит из леса на проезжие части. Что это? Такая примитивная форма восторга от местной природы? Нигде, кроме как у нас в Башкирии нет этой странной болезни вкуса…

Однако есть у меня в Белорецке и самый любимый памятник. Совсем недалеко от моего дома, на улице Ленина, в квартале между Точисского и Косоротова, прижалась к стене жилого дома большущая каменная плита, на которой камешками выложен парень-пролетарий, держащий в своих мозолистых и мускулистых руках огромный земной шар. Шар этот четырьмя штырями прикреплен к толстенной бетонной плите, которую тоже приходится держать на весу... Сохраняя на лице легкое недоумение, рабочий как бы спрашивает всех проходящих мимо по улице Ленина: «Люди! Зачем мне это дали?! И куда это теперь поставить?!». Старая и мудрая ель, разросшаяся рядом, жалеет рабочего и, как может, прикрывает своими ветвями конфуз его положения…

На мой взгляд, во всем мире нет более сильного по смыслу памятника, чем этот счастливый в своем несчастье рабочий! И Белорецку следует гордиться им, делать его популярным и всячески оберегать.

Много в Белорецке и «дежурных» памятников, рядом с которыми не поставишь ни плюс, ни минус. Они не вызывают никаких эмоций. Родились они не по зову сердца, а по разнарядке, по нормативу («город с таким-то населением должен иметь не менее стольки-то памятников» или памятники «по случаю» - к приезду кого-то или к памятным датам). Судьба их, конечно, печальна. Ну, представьте себе судьбу ребенка, рожденного не по желанию сердца... Писать об этих памятниках я не буду.

Казалось бы, памятники – это не более, чем куски железа и гранита, заставляющие нас не забывать кусочки нашего прошлого. Это, конечно, так. Но есть и другое. Памятники живут. Они такие же горожане, как и мы с вами. С момента возведения они начинают жить своей самостоятельной жизнью, обретают свою судьбу – славную или горькую. А мы эту судьбу разделяем. И трудно понять при этом, кто на кого больше влияет: мы на памятники или памятники на нас…

Источник - "Белорецкий рабочий",
http://www.belrab.ru/news/index.php



  • 1
как-то судьбоносно, что после Кунгура (год назад, лекция в рамках "Грибушинских чтений") теперь жизнь с вами сталкивает на Белорецке (вообще удивлен, думал, вы - коренной москвич).

написано с большой любовью к родному городу, как подарок и признание; помимо прикладного значения - есть важный сильный патриотический заряд.

у меня друзья в тех краях и в Башкирии вообще, плюс личный особый интерес, так что ваши статьи серьезно взволновали.

Белорецк "заворожил" меня года три назад, когда впервые наткнулся в Сети на инф-ю о БЖД-узкоколейке. с тех пор прознал все что есть по истории БЖД (кстати, сюжет для книги люди-судьбы потрясающий). заезжал в Б. неоднократно и дальше - в Тирлян. считаю, что тема узкоколейки перспективна для района - она считалась выдающейся даже в масштабах СССР. перспективность подтверждает и западный опыт в этой сфере. пусть хоть с десяток км восстановить и на истории играть.

в этой связи лично для меня значительный интерес представляли жд-памятники (особ. паровоз) у жд-цеха БМК: как будто к истории дороги прикоснулся. + в Сети встречал немало фото этих машин от гостей города. видимо, не одного меня цепляют. кстати, аналогичный паровозик с БЖД притащили в Челябинск, сейчас он у нас тоже памятник (http://asfili.livejournal.com/3190.html)

город Белорецк сам понравился. понравился очень и Тирлян.

в принципе, если Белорецк "раскручивать", народ с Уфы будет охотно делать крючок на Белорецк-Учалы-Миасс (так же как в Кунгур с трассы заворачивают). уже знаю, ради тирлянского вкопанного заводского колеса кто-то так делает.


Сергей, спасибо за интерес! И приятно напомнили о Кунгуре ))
Перешлю Ваш отзыв в "Белорецкий рабочий", они обещали печатать у себя все отзывы.

+ мб интересно для темы "город-завод" пример Магнитки: красиво и под 200 тыс. просмотров, если суммировать все версии и ресурсы, где этот видеоролик размещен:

http://vimeo.com/19187044

  • 1